Сила чувств в подростковом возрасте велика, энергия бьет ключом, сдерживающие же, тормозные начала еще слабые. Активность возрастает быстрее интеллекта. Подростки быстро раздражаются, быстро принимают решения и сразу же приводят их в исполнение. Некоторые случаи озорства и нарушения дисциплины в школе часто связаны не со злой волей, а с беззаботностью, тягой к веселью, с излишней энергией, не всегда находящей себе применение, особенно если уровень учебно-воспитательной работы невысок. Вот и происходит как бы отстаивание своего права на жизнерадостное легкомыслие с безудержной тратой сил.
Буйство на переменах, хаотические бессмысленные движения, даже мелочные глупые выходки дома, на улице, иногда даже на уроках мы привыкли расценивать как плохое поведение, чуть ли не хулиганство. Безусловно, поведение подростков следует направлять в определенное русло, но нельзя забывать и то, что все это для ребят в таком возрасте естественно и подавлять их индивидуальность во всем не всегда полезно. Для них такой образ жизни есть естественный способ активного общения с окружающей средой, самопознания и самоутверждения. Поэтому наши «разносы» и «проработки», грубые замечания, поучения и назидания обычно к хорошему результату не приводят. Дети, которые не нуждаются в замечаниях и легко повинуются всем требованиям взрослых, нередко оказываются вялыми, пассивными и потом, в дальнейшей жизни.
Основной причиной трудного подросткового возраста надо считать бурное развитие полового влечения. Развивается потребность в обожании, в стремлении создавать героев из случайных знакомых; в то же время появляются нотки противоречия и протеста по отношению к родителям и старшим домашним, желание проявить свою волю. Пробуждается стремление к самостоятельной деятельности, и ощущаемый наплыв сил толкает подростка к отрицанию авторитетов, критическому отношению к старшим. Он делается упрямым, дерзким, нелепо самолюбивым и обидчивым. Эмоциональная жизнь в этот период отличается крайней неустойчивостью и частыми сменами настроений и установок, носящими обычно резко контрастный характер: от любовной радушности к – гневной враждебности, от восхищения к пренебрежению, от актов самопожертвования к проявлениям неприкрытого эгоизма, от неудержимой веселости к угрюмой меланхолии; скандальность н крикливость сменяются молчаливостью и т. д.
Мир чувствований, понятий и ассоциативных восприятий в подростковом возрасте резко расширяется. Появляются новые силы – силы пола, а ум и характер остаются еще детскими. Подросток уже перестал быть ребенком, но еще и не стал зрелым человеком.
Привычный ритм жизни резко ломается, а новый еще не выработался. Но подросток уже хочет быть и казаться взрослым. Особенно заметным делается у него усиленное подражание, равнение на взрослых. Для мальчиков оказываются более привлекательными качества «настоящего мужчины»: сила, смелость, воля, мужество. Образцом для подростка может быть отец, учитель, герой из кинофильма или литературы, спортивный рекордсмен и др.
Период с 14 до 17 лет-время не только чрезмерной самонадеянности, но и неуверенности, недовольства собой, разною рода сомнений и нравственных терзаний. Неопытность и прямота ранней юности, легкость пробуждения чувств, опрометчивость поступков, непереносимость ситуации ожидания делают этот возраст легкоранимым и незащищенным.
При всем этом нарушается даже и характер самих движений (моторика); теряется умение экономить и соизмерять движения, отсюда угловатость, неуклюжесть, поспешность: подросток часто спотыкается, задевает предметы, роняет вещи, не знает, что ему делать с руками и т. д. Мимика его теряет мягкость и гармоничность, делается грубоватой, иногда не совсем уместной.
В подростковом возрасте очень важно воспитать у подростка элементы культуры общения, то есть умение легко вступать в контакт с другими людьми, способность переключать «рычаг торможения эмоций», искусство выразить себя и потребность понять другого. Очень многие подростки страдают от того, что их не понимают. И не понимают даже те, кто их любит – родители, которые нередко видят лишь поверхностные, «фасадные» явления – грубость, неуместную развязность, по не понимают, что за ними скрывается стремление любой ценой самоутвердиться, добиться уважения, не отставать от других. А ведь подросток при всем своем упрямстве и капризности легко поддается внушению и склонен к подражанию.
Добавить комментарий