Если молодого человека кто-то, например сосед, поймал на незаконном деянии, может быть несколько вариантов исхода. Если сосед сообщил только родителям, они постараются все уладить. Если вызвали полицию, она может отпустить парня, сделав ему внушение. Либо его могут временно задержать, посадив под арест или отправив в тюрьму, пока он не предстанет перед судом. Судья может отклонить дело или дать ему испытательный срок, может осудить его условно или приговорить к лечению в клинике детского воспитания либо в каком-нибудь другом социальном агентстве; он может также поместить юношу в воспитательный дом, если ситуация в семье слишком неблагополучная, либо отослать его в спецшколу.
Именно то, как обошлись с юношей или девушкой на определенном этапе, может иметь хорошие или дурные последствия. Подросток на ощупь ищет свое взрослое «Я». Его раздирают противоречия. Соперничество мальчика с отцом (девочки с матерью) заставляет его восставать против любой власти как воплощения произвола и несправедливости. В то же время он жаждет, чтобы его считали зрелым членом общества. В этот период его легко направить как на путь созидания, так и на путь разрушения. Обращение с ним родителей, полиции, работников суда и других людей может ожесточить или смягчить его душу.
Когда родители узнают от соседей, из школы или полиции, что один из их детей обвиняется в дурном поступке (даже если он просто стащил карты из ящика другого ученика), они должны в своих действиях руководствоваться несколькими принципами. Им следует выслушать объяснения ребенка и показать, что они верят в его честность, если его слова звучат убедительно.
С другой стороны, они должны настоять на том, чтобы он сказал им всю правду. Они не должны стесняться задавать необходимые вопросы, и им не следует позволять ему вводить их в заблуждение. Потому что если он виноват, но чувствует, что родителям страшно признать это или они готовы простить или помочь ему скрыть свой проступок, он словно получает молчаливое разрешение, которое развращает его совесть и как будто подталкивает к новому дурному поступку. Родители должны настоять на немедленном извинении, возмещении убытка или компенсации. Это необходимо не для того, чтобы унизить подростка (унижение без крайней необходимости только вредно), а для восстановления справедливости.
Однако, открыто не одобряя поведения ребенка и запрещая в дальнейшем подобные действия, родители ни в коем случае не должны вести себя так, словно они отказываются от него как от своего ребенка. Гораздо правильнее дать понять, что в каждом человеке есть доброе начало, и именно к этой хорошей стороне ребенка они и обращаются. Вернуть грешника на стезю добродетели может только любовь тех, кто ему ближе всего. Если он станет думать, что эта связь потеряна навеки, в нем могут возобладать антиобщественные тенденции.
После случившегося родители должны попытаться понять значение проступка. Если это лишь временное нарушение умения здраво рассуждать, вызванное смягчающими вину обстоятельствами, нет основания обращаться к кому-нибудь за помощью.
Ответственность лежит на многих
Если подытожить — на ком лежит ответственность за борьбу с правонарушениями? Уважаемые граждане кричат, что на родителях. В большинстве случаев, когда родители — люди здравомыслящие, они принимают ответственность на себя, часто прибегая к помощи профессионалов. В то же время мы видели, что родители большинства серьезных правонарушителей сами страдают от тех же эмоциональных и социальных нарушений, что и их дети, и не смогут помочь, если им самим ни оказать помощь. В таких случаях ответственность перекладывается на работников социальных агентств, клиник детского воспитания, судов и специальных школ.
Однако поскольку в обществе не хватает организаций и персонала, которые выполняли бы необходимую работу так, как требуется, ответственность снова ложится на все общество. Под обществом я подразумеваю вас, и себя, и других родителей, живущих во всех населенных пунктах, кому небезразлично будущее наших детей и детей, с которыми они общаются. Общественные объединения и клубы могут организовать лекции профессионалов, которые знают ситуацию в данной местности, изучают последствия наиболее типичных случаев и могут представить себе, что бы они чувствовали, если бы это были их дети. Нужно преодолеть невежество и безразличие.
Чтобы работа была выполнена хорошо, во многих местах необходимо увеличить вложения в социальные агентства; следует создать местные фонды, фонды штата и федеральные государственные фонды, которые бы занимались правонарушителями. Профессионалы, работающие в этой сфере, полагают, что, в конце концов, дешевле реабилитировать правонарушителя, который может быть реабилитирован, чем платить убытки в денежном и социальном плане, которые он нанесет, если в будущем станет уголовником.
Добавить комментарий