Кто-то из великих сказал: «Посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь жизнь». Я когда-то была этим афоризмом очень недовольна, меня возмущала зависимость важного (характер, жизнь) от совсем незначительного (какие-то там привычки!). Я считала, что человеку стыдно быть рабом привычек, он должен контролировать свои действия даже в мелочах. Представляю, как распухла бы моя бедная голова, если бы мой юношеский максимализм победил и мне пришлось бы делать каждый шаг (буквально!), предварительно обдумав, как «ставить ногу на носок, а потом на пятку».
Нет, природа и тут пришла нам на помощь, создавая для повторяющихся доминант стойкие проторенные пути – специальные участки мозга, которые действуют в привычной ситуации автоматически и освобождают остальной мозг для новых доминант – для активной творческой работы.
Но когда доминанта только начинает свой труд, как трудно сделать первый шаг, как тяжело, после многократных повторений, дается любой навык. И как важны здесь собственные усилия и преодоления, чтобы доминанта не сошла на нет, не заглохла раньше времени, а довела эти усилия до результата, а затем, повторяясь, закрепила этот результат в привычках. И какое счастье, что Природа наградила нас этими надежными помощницами на всю жизнь. Только надо очень постараться, чтобы с самого младенчества не засорять детский мозг мусором дрянных или вредных привычек, от которых потом будет очень трудно избавиться. Вот и выходит, что посеешь, то действительно и пожнешь.
Так пусть нашим пожизненным багажом будут привычки добрые, украшающие нас и помогающие жить. На них, незаметных, не требующих особого внимания, но стойках и безотказных, строится вся культура поведения и многие нравственные устои, вырабатываемые с детства. Недаром в дворянских семьях так школили детей, заставляя с младых ногтей постигать не только правила этикета, но и законы аристократической чести и порядочности. И трудовой народ тоже очень рано и жестко приучал детей жить по обязательным для всех обычаям, которым подчинялись все от мала до велика. Требования касались и внешних форм поведения, и глубинных основ бытия. Помните у Некрасова: «Эту привычку к труду благородную нам бы не худо с тобой перенять!..» Конечно, не худо! Только вот перенимаются, усваиваются многие благородные (к сожалению, и отвратительные!) привычки очень рано, буквально впитываются с молоком матери. Они-то и остаются с нами на всю жизнь, становясь нашей второй натурой, не унаследованной, а приобретенной – благодаря доминантам.
Добавить комментарий