Окрик «нельзя» не помогает. Может быть, малыш вздрогнет и остановится на мгновение или расплачется, но затем с удвоенным упорством примется за свое. Что это? Упрямство, капризы, непослушание? Нет, просто натура годовалого ребенка побуждает его противоречить приказам. Он начинает ощущать себя личностью, у которой есть свои желания и мысли.
«Почему нельзя?» Этого слова он не в состоянии понять, а вы пока, к сожалению, не в состоянии ему втолковать. И когда при этом в вас закипает раздражение, просто подумайте, каким вы хотите вырастить своего ребенка. Инициативным, решительным, настойчивым? Если да, то придется успокоиться вам.
Речь идет не о том, что ребенку не нужно ничего запрещать, а о том, как запрещать. Что вы сделаете, если ваш ребенок все-таки доберется до электрического шнура или розетки? Я думаю, что не будете кричать «нельзя», а просто оттащите его, возьмете на руки, попытаетесь отвлечь. Таким образом, ребенок на практике узнает, что значит слово «нельзя».
Точно так же следует поступать и в других случаях, когда опасность не столь велика, но ребенок делает недозволенное. Главное проявить непреклонность, твердость и показать ребенку, что этим нельзя играть ни при каких условиях. Когда ребенок подрастет, уберечь его от травм можно будет, не только избегая контакта с опасными предметами, но и предупреждая малыша, что может быть горячо, больно и т.п., иногда не мешая ему убедиться, что это действительно так.
Конечно, бывает очень сложно предусмотреть все возможные последствия «такого знакомства», но не мешает иногда «помочь» табуретке упасть в нужный момент, булавке уколоть пальчик, но так, чтобы не сделать ребенку очень больно или страшно. При этом он обязательно должен чувствовать вашу поддержку и защиту. Дайте ему понять, что, не ограничивая его свободу, вы способны обеспечить ему безопасность.
После двухлетнего возраста состояние, похожее на «первый кризис», может повториться, но уже на другом уровне. Сейчас вам и ребенку легче объясниться словами, понять друг друга, но проблема в том, что тяга к самостоятельности в этот период может резко усилиться. У маленького ребенка возникают частые протесты, которые уже больше напоминают «кризисы подросткового периода»: «Я не буду одеваться!», «Не хочу домой!», «Уходи, ты плохая!».
Это упрямство может вывести из себя даже самую уравновешенную и ласковую мать.
Если такое поведение ребенка затягивается и становится привычной манерой общения с вами, необходимо пересмотреть ваши методы воспитания. Скорее всего, в этих ситуациях ваша требовательность к ребенку не соответствует вашему уважению его как личности. Старайтесь прислушаться к его желаниям и, если они не идут вразрез с вашими принципами, пойдите ему навстречу, старайтесь не спорить с ним. Например, если дочь упорно хочет ходить в одном и том же платье несколько недель подряд, лучше уступить, даже если вам оно не нравится, – чувство вкуса у нее еще разовьется.
Если родители воспринимают такое поведение как капризы, избалованность и пытаются силой, окриками, наказаниями перевоспитать ребенка, это может травмировать его психику, подавить индивидуальность, собственное «я». В результате такого воспитания могут развиться такие черты характера, как пассивность и безынициативность, а иногда – упрямство и негативизм.
Ведь при излишней требовательности ребенок постоянно будет чувствовать себя обиженным, а при излишней мягкости – разбалуется. Если ребенок будет чувствовать ваше спокойствие, твердость и принципиальность по отношению к себе и исходящее от вас чувство безопасности, любить и уважать вас он будет, пожалуй, больше, чем излишне строгих мам и пап.
Добавить комментарий