Смерть Николая I в 1855 году ознаменовала начало новой эры. Сын Николая Александр II ослабил цензуру и побуждал творческую интеллигенцию как-то оживлять общественную жизнь. Наступала «эпоха реализма», в которой правительству и просвещенному обществу совместными усилиями предстояло справиться с серьезными экономическими, социальными и политическими проблемами России. Правительство Александра II предприняло ряд реформ, включавших в себя освобождение крестьян, создание современных европейских судебной, образовательной и военной систем, и приняло меры, которые должны были стимулировать индустриальное развитие. К сожалению, все эти реформы обещали больше, чем удалось осуществить на деле. Несмотря на полученную свободу, крестьяне остались привязанными к земле, а нежелание царя создать более демократичную политическую систему разочаровало российскую интеллигенцию.
Попытка поднять крестьянство на восстание провалилась, однако она послужила прецедентом использования мужчинами одежды как формы социального протеста. Отрицание нигилистами политического статуса было связано с не менее страстной критикой русской социальной жизни. Эти люди испытывали глубочайшее чувство вины из-за привилегий, полученных ими от рождения. В результате для них оказывалась неприемлемой сама мысль одеться в костюм московского боярина, подобно Аксакову. Вместо этого нигилисты предпочитали идентифицировать себя с крестьянами, которых их семьи эксплуатировали долгие века.
Ближе к концу столетия олицетворением подобного отрицания дворянского происхождения и платья стал Лев Толстой. Хоть писатель не был ни аграрным социалистом, ни нигилистом, он одевался как крестьянин. Таким образом, он подчеркивал свой отказ от дворянских привилегий и осуждение правительства, столь жестоко обращавшегося с крестьянами. В 1880–1890-х годах, когда разочарованные молодые люди обратились к марксизму как способу исцелить российские социальные, экономические, политические и психологические проблемы, они также использовали платье как форму социального протеста, на этот раз выбрав одежду русских рабочих.
Так, одетые в крестьянскую или рабочую одежду радикалы размывали социальные границы и привлекали внимание интеллигенции к проблемам рабочего класса. Однако образованные молодые женщины 1860–1870-х годов, которые хотели примерить революционный образ жизни, не могли пойти по стопам своих братьев. Вдохновленные женским движением в Западной Европе, они отрицали русскую патриархальную систему. Радикально настроенные женщины добивались права жить так, как хотели они сами, а не оставаться в тени своих отцов, мужей и братьев. Они сочувствовали эксплуатируемым крестьянкам, но вовсе не стремились подражать им в своей одежде.
Русское платье или сочетание русских народных элементов и европейского наряда воспринималось как придворное платье — символ патриотизма и поддержки патриархального строя. Чтобы выразить свое недовольство старой системой во всех ее формах, радикально настроенные женщины коротко стригли волосы, курили сигареты, носили простые темные шерстяные платья и очки с синими стеклами — униформу женщин-радикалок в Европе.
Бравируя этим скромным платьем, русские женщины отрицали роскошный мир высокой моды, заставлявший их сестер проводить часы напролет в магазинах и наряжаться, чтобы оставаться привлекательными для мужчин. Они понимали, что возвращение к русской народной культуре не даст им возможности вести ту независимую жизнь, к которой они стремились.
Добавить комментарий