Великий создатель ужасного и мистического Стивен Кинг в своей книге «Дане Макабр» – пишет: «Если просто фильмы – это сны массовой культуры, то фильмы ужасов – ее кошмары».
Продолжая мысль писателя, хочется отметить некую парадоксальность: если смотреть кошмары во сне люди категорически не любят, то на фильмы ужасов ходят добровольно и даже платят за удовольствие испытать страх в компании. Про последний пункт хорошо показано в советском мультфильме «Котенок по имени Гав», когда котенок со своим другом щенком решили «бояться вместе».
Одному бояться некомфортно, а точнее страшно. Психологи говорят, происходит это потому, что желание испытать сильные негативные эмоции, которые человек получает от просмотра хорроров, поверхностное. А в глубине души человек все равно хочет оставаться в безопасности. Это сродни умилению проливному дождю, когда наблюдаешь за ним из окна теплой уютной квартиры.
Первый фильм ужасов появился аж в 1896 году, то есть одновременно со знаковым фильмом братьев Люмьеров «Прибытие поезда». Французский киноклассик Жорж Мельес снял картину «Замок дьявола», в которой используются первые спецэффекты, направленные на создание атмосферы ужаса. Через пару лет упражняться в «ужасном» синематографе начинают японцы. Спустя столетие любители хорроров признают японские страшилки наиболее ужасными.
Многие психологи задавались вопросом: почему же мы мало того что смотрим хорроры, а еще и любим этот стиль? И не пора ли сдаваться в надлежащее заведение, если романтической комедии с Одри Хепберн вы предпочитаете пересмотр «Чужих»? Вот как прокомментировал данную тему психолог «Сундеева-центра» Родион Чепалов: «Разные люди смотрят ужастики для разных целей. Во-первых, это возможность пережить сильные эмоции, которых им не хватает в жизни. Например, женщина, которой не хватает любви, смотрит, как чудовище пожирает людей, и испытывает замену своим чувствам. То есть это вопрос силы переживаний, а не их классификации.
Во-вторых, мы порой не можем ответить хаму или чиновнику, а злость на них копится, и вот когда в фильме ужасов мы видим активную силу, то с удовольствием представляем в ее руках наших многочисленных обидчиков.
В-третьих, это имеет отношение к первобытным страхам. От них человек не может отвыкнуть, ему без них скучно. Хочется видеть, как кого-то рядом хотят съесть и как несчастный либо покорился судьбе, либо нашел выход из затруднительного положения».
Женщина в хоррор-муви появилась практически сразу, и не только в качестве украшения. Помимо главной героини – победительницы зла распространен типаж героини, которая это зло сама и олицетворяет. Особенно этим увлекаются японцы, создавшие практически культовый образ девочки с длинными черными волосами, закрывающими лицо.
Добавить комментарий