Обнаружилось четкое разграничение: труд — для жизни, труд — воспитательный. Если за него деньги получать, неизвестно что выйдет… Взрослые будто стеснялись таких детских заработков. Нелепо? Конечно, таковы издержки трудового воспитания, которые столь своеобразно проявляются среди родителей школьников.
Надо ли удивляться тому, что и ребята относятся к «школьным» деньгам безразлично, будто эти суммы к ним не имеют никакого отношения. Получается, что школа, где ребята проводят немалую часть жизни, школа, которая во многом организует их отношения с миром, не просто не развивает их производственный и экономический опыт, а словно нарочно сдерживает и подавляет его возможное развитие. И происходит так отнюдь не от преднамеренного «вредительства» педагогов — от незнания, неумения, от того, что все воспитаны в условиях нищенского бюджета, который рассчитан на доброхотные даяния, на вольные или невольные алименты с хозяйственников.
Между тем школа ведь может частично сама себя содержать, если будет получать в руки заработанное в школьных цехах и кооперативах, на полях ученических производственных бригад, на арендованных фермах н т. д. Пора создавать новые отношения, строя их на доверии. И не бояться, что деньги будут использованы не по той статье, к которой «привязаны». Общественно-государственное управление школой, советы школ, где вместе с администрацией и общественностью насущные проблемы развития, финансирования предстоит решать и родителям, и самим учащимся, — гарантия того, что злоупотребления станут практически невозможны, а распределение средств демократичным. И это единственный, наверное, путь к настоящей, обеспеченной жизни.
… Двое первоклашек сидели на корточках перед рыжим, важного вида котом и пытались навязать ему угощение — черные, прокаленные котлеты из своего обеда. Умудренный жизнью кот пятился, отказываясь от дара…
— Он, наверное, уже обедал, — предположил один из малышей.
— Или котлеты не любит, — сказал другой.
На первоклашек обратил внимание проходивший мимо подросток, мимоходом бросил реплику: мол, какой себя уважающий кот будет жевать «фирменную» школьную котлету, мясо с ней лежало рядом, не более…
О котлетах в ребячьей среде вообще ходит много анекдотов. Всячески обыгрывается, из чего они сделаны. Ясно одно: не вкусные, не питательные. К этому же выводу пришли сотрудники при проверке, исследовавшие работу столовой № 7, которая кормит школьников. По качеству, выяснилось, котлеты не выдерживают никакой критики. Даже по весу не тянут: большая часть менее положенных 50 граммов. Из детских тарелок эти котлеты прямым ходом идут в пищевые отходы. Что же тогда, спрашивается, оплачивают родители школьников? Корм для обитателей свинокомплекса? Однако сильно увеличился этот вклад ленинградских семей в развитие агрокомплекса: с нынешнего учебного года школьные обеды в Ленинграде существенно подорожали, достигнув 50 и 70 копеек в день.
Общественное мнение с опозданием откликнулось на это новшество, узаконенное Главным управлением народного образования и Главным управлением общественного питания. Критические замечания по поводу подорожания школьного питания зазвучали с экрана телевизора, со страниц местных газет, когда дело было уже сделано. Впрочем, иначе быть не могло, так как это решение предварительно широко в городе не обсуждалось.
— Меня эти новые обеды просто возмущают и поражают! — так отзывается член родительского комитета 166-й школы Смольниннского района Р. Л. Попова. — Хорошо еще. когда есть свобода выбора, когда дополнительная стоимость обеспечена более широким ассортиментом. Но ведь так обстоит дело далеко не в каждой школе! Кое-где просто объявили о том, что прежние обеды будут дороже…
Добавить комментарий