Природа очень гибко и в определенном режиме использует эти модели. Иногда ритм замедляется, иногда ускоряется, но в любом случае все происходит в полной гармонии.
Модель роста организма в целом меняется много раз. Бывают периоды, когда растут одни части тела и когда растут другие. Интенсивность роста всегда различна.
Мы знаем, что в предподростковом периоде конечности растут быстрее туловища. И тогда кажется, что девочка состоит из одних рук и ног.
Существует также модель созревания. Каждый орган или система зреет в то время, когда в них возникает необходимость и они нужны для благополучия всего организма.
Первый орган, который становится зрелым, – это сердце, потому что первое, что нужно эмбриону,- это кислород и пища. Крошечное сердце начинает работать очень рано, в возрасте до рождения, и все это время растет и формируется, чтобы после появления ребенка на свет достичь формы и выполнять ту же работу, которую выполняет сердце взрослого человека.
По мере роста тела оно увеличивается в размерах, но не меняет свои функции.
Пищеварительный тракт в возрасте до рождения не нужен. Но он растет и развивается, чтобы быть готовым к тому времени, когда пробьет его час. После рождения младенец перестает получать пищу от матери, но его желудок и кишечник сами могут обеспечить организм питанием. Конечно, в той форме, на которую они в данный момент способны. То есть пища съедается и переваривается.
У пищеварительного тракта очень мало времени, для того чтобы научиться сразу выполнять свою работу эффективно. Именно поэтому сразу после рождения младенец теряет вес. Но через несколько дней он быстро набирает его. Сначала ребенок переваривает лишь простейшую пищу, но по мере развития органов пищеварения он может принимать любую еду.
Есть модели развития и у мышц. При рождении они незрелы. Поэтому слабы и неконтролируемы, из-за этого младенец в первое время абсолютно беспомощен. Существует определенная последовательность в их созревании. Сначала ребенок может контролировать движение глаз, затем прямо держать голову, сидеть, ползать, стоять и, наконец, ходить.
Если младенец появился на свет до истечения девяти месяцев, он считается недоношенным. Это верно, потому что его органы настолько слабы, что не могут выполнять те функции, которые свойственны полностью выношенному ребенку.
Малыш может выглядеть как девятимесячный, но сердце у него слабое, он не может глубоко и регулярно дышать, ему трудно приспособиться к новой температуре, противостоять инфекции. Поэтому жизнь его находится в опасности, и о нем нужно особенно заботиться до тех пор, пока все органы не созреют. После этого младенец будет расти и развиваться как обычный нормальный ребенок.
Итак, природа создает свое творение, руководствуясь определенным планом. Она по-своему использует силы роста и развития, и мы мало что можем сделать, чтобы изменить их модели. Мы можем лишь обеспечить ее необходимым строительным материалом и оградить от пагубных явлений, таких как инфекция и повреждения.
Для контроля над внутренними функциями организма природа создает специальную автоматическую систему – автономную нервную систему и эндокринные железы.
Но в раннем периоде жизни человек должен начать учиться контролировать действия организма в целом. Обучение этому и созревание идут здесь рука об руку и зависят друг от друга. Это касается умения пользоваться мышцами и знания, как это делать. Если ребенка оставить одного, он научится и стоять, и ходить.
Ритм роста и созревания в определенных стадиях развития меняется. В первые недели после своего появления на свет новорожденному надо приспособиться к новому образу жизни. До этого он был полностью защищен, каждая его потребность выполнялась, и ему не приходилось для этого делать какие-либо усилия.
Теперь резкий переход в новое для него независимое существование заставляет его многому научиться. Первые два года жизни младенца – это время, необходимое для того, чтобы научиться контролировать свой организм. Ведь полная беспомощность заставляет его стремиться к физической независимости. Ребенок учится ходить, самостоятельно есть и сообщать о своих желаниях и потребностях.
В детстве рост происходит медленно, но постоянно. Приобретается более совершенный контроль над организмом.
В предподростковом периоде заканчиваются рост тела и созревание. В это время в организме происходят самые бурные и быстрые изменения.
Появляется и новый фактор – сексуальное созревание. До этого времени модель развития для обоих полов была одинаковой: ребенок рос и взрослел. Теперь все меняется. Девочка зреет, чтобы стать женщиной. Этот период роста и созревания очень важен и полон разных событий, и мы поговорим о нем отдельно.
Добавить комментарий