Движение, так же как дыхание, есть деятельность организма, свойственная ему, пока он существует. Сидим мы или лежим – это тоже результат какого-то движения и исходное положение для новых движений. Когда мы что-то пишем, читаем или шьем у стола и тем более когда суетимся возле станка или плиты, ежесекундно, и даже во сне, мы дышим и двигаемся. И эти движения либо вредят нам, либо приносят пользу. При новом, социалистическом, строе подчеркивают, что женщины не должны быть изможденными рабынями. У них должно быть время для отдыха, и их надо научить, как быть радостными и свежими.
Надеюсь, что навсегда прекратятся безнадежные вздохи многих бедных женщин, поддерживаемых мужьями: «Все это бесполезно, жизнь такова, что женщина, которая работает и имеет детей, утрачивает красоту и свежесть, ноги у нее отекают, живот увеличивается, опускается грудь, и спина горбится».
Я не говорю о неполадках во внутренних органах. Хочу только указать, как избежать такой участи, грозящей не только старым, но и женщинам средних лет, которые должны быть в полном цвету и проявлять кипучую деятельность. Физическая работа полезна, если женщина от природы все свои движения делает правильно. Однако у таких женщин переутомление от непосильной работы может уничтожить благотворное влияние правильного движения. Но как мало женщин, владеющих от природы правильными движениями. Некоторые обладают ими в молодости, но утрачивают их в результате цивилизованного образа жизни.
Мы хотим показать, каким путем можно воспрепятствовать неблагоприятному воздействию работы, которая выполняется неправильными движениями.
Женщинам, которым по условиям своей работы приходится подолгу сидеть или стоять, необходимо соответствующими упражнениями компенсировать этот односторонний образ действий, кроме того, им необходимо знать, как лучше сидеть или стоять, чтобы как можно меньше вредить себе. Нужно научиться правильно двигаться за работой. Поднять стул или ребенка можно по-разному. Правильно, закономерно делать это, используя мышцы и суставы, предназначенные для этого природой. В данном случае мы должны, опираясь на ноги, работать главным образом мышцами бедер, ягодиц, туловища и плеч. Обратите внимание на молодых, здоровых мужчин, работающих на стройках. Многие из них делают бросок земли лопатой красивым свободным движением, идущим от бедер. Причем они устают меньше тех, кто не владеет своим телом и, бросая полную лопату, напрягает плечи и шею, а не туловище и сгибается только в тазобедренном суставе. Это движение неправильное, трудное и вредное.
Нужно помнить, что простым повторением чужого движения человек, как правило, не может исправлять свое движение.
Чем чаще мы повторяем неправильное движение, тем больше оно фиксируется, пока не станет автоматическим. Согласно учению И. П. Павлова, это означает, что в коре головного мозга запечатлелся динамический стереотип движения. В детстве нам приходилось до тех пор учиться тем или иным движениям, пока они не становились автоматическими. Одни движения мы усваиваем правильно, другие неправильно. Если мы хотим двигаться верно, неправильные движения нужно долго и упорно исправлять. Если человек подвижен и ловок, он может исправить свои движения и за работой. Но в большинстве случаев движение легче исправить предварительным упражнением, когда на нем можно целиком сосредоточиться. Женщине будет легче поднять ребенка с пола, если она научится правильно поднимать вес собственного тела. После этого ей станет проще поднимать его с добавочным весом, будь это ребенок, стул или лопата с землей. Правильным движением мы должны учиться с хорошим тренером во время специальных занятий.
Можно ли говорить о закономерности движения как о понятии твердо установленном? Разве можно красиво и правильно поднять стул только при помощи бедер, туловища и рук?
«А мне как раз нравится, когда при ходьбе машут руками либо идут прогнув спину и сдвинув лопатки».
«А я люблю, когда девушка идет скромно с задумчиво опущенной головой».
«А мне нравится, когда девушки идут мелкими шажками на высоких каблуках либо слегка покачивая бедрами».
Это все бесконечно варьирующиеся, субъективные суждения, не основанные на объективной закономерности. Точно так же в прошлом идеал женской красоты не был объективным, так как его устанавливала мода. Например, в средние века, во времена Дюрера и Ван-Дейка, идеалом была женщина с большим животом, в эпоху рококо или примерно в 1830 г. – женщина с узкой талией, широкими бедрами, маленькими ножками, позднее – с очень длинной шеей и непомерно покатыми плечами. В прошлом столетии считались красивыми зашнурованные женщины с тяжелой, бесформенной грудью и широкими бедрами. Потом пришло время, когда были модны безгрудые женщины, похожие на мальчишек. Костюмы и идеал красоты менялись в зависимости от образа жизни и работы.
Однако для выдающихся художников во все времена существовал объективный идеал женской красоты, не зависящий от моды. Этот идеал выражался в классической скульптуре древних греков и до них в Египте. Мы видим его, например, у Микеланджело, из художников – у Гейнсборо. Следует также указать на фигуры Манеса.
Эти мастера не разделяли господствующего тогда взгляда, что предназначение изнеженной, выглядящей, как игрушка, женщины только возбуждать мужчину. Наоборот, они остались верны вечному закономерному идеалу, ставшему в наше время общепризнанным. Наш идеал – здоровые, сильные, выносливые мужчины и женщины. И здесь решающей является целесообразность. Идеал продиктован анатомо-физиологическпми законами, данными природой. И во-вторых, законами статико-механическими, т. е. такими, которым подчиняется наше тело, как каждый другой предмет на земном шаре, – законами тяготения, управляющими нашим скелетом и мускулами.
Но красота, даже отвечающая обоим законам, еще не является истинной красотой, если она не одушевлена. Человек не машина. И женщина, лишенная способности любить, приносить жертвы и думающая только о себе, несмотря на то, что она на сто процентов отвечает вышеупомянутым законам, не может быть красивой.
Целью женщины или мужчины не может быть жизнь для себя. Следовательно, жизнь эгоистичного человека нецелесообразна.
Добавить комментарий