Достижение психологической зрелости. Развитие ее и вызревание имеет определенную модель и начинается с момента зачатия, проходя через все возрасты. На модель развития влияют два фактора – это генетика и окружающая среда.
1. Ядро зрелости закладывается при рождении.
Будущее нашей физической личности определяют гены зародышевых клеток. Мы – люди прежде всего потому что наши гены содержат модель роста и развития человеческого существа, человеческой нервной системы. У всех людей одна и та же модель. Но в то же время она никогда не бывает одинаковой и всегда сугубо индивидуальна. Полных копий не бывает даже у близнецов.
Индивидуальные различия относятся не только к таким физическим характеристикам, как объем тела или цвет волос, но и к умственным способностям – возможностям познавать и применять знания, склонностям к определенным видам деятельности.
Гены обладают моделью развития как физического, так и психологического. Генетики доказали, что нормальное развитие зависит от нормальных генов. Если они испорчены, то этот недостаток передается из поколения в поколение.
Факторы окружающей среды в физическом росте и развитии начинают свое влияние задолго до рождения, а точнее, в момент зачатия. Они определяют возможность выживания зародыша и нормальное развитие. Мы многое знаем о том, в чем нуждается организм до рождения, но слабо представляем себе суть вредных факторов.
2. Модель развития физической зрелости.
Итак, «зерно проросло» и начинается процесс движения к зрелости по определенной модели. В ее рамках человек учится использовать и контролировать данную ему силу, набирается умения.
Существует также модель и психологического развития. Обе они взаимосвязаны и «сотрудничают» друг с другом.
Способность человека понимать и пользоваться этим, приобретать и применять знания, эмоциональное его развитие – все это происходит в определенном порядке. Признание этих меняющихся умственных и эмоциональных граней играет важную роль в понимании поведения человека в процессе формирования личности.
Умственная и эмоциональная модели развития не являются закостенелыми. Психологи утверждают, что элементы нормы и времени весьма индивидуальны. Некоторые дети развиваются довольно медленно, а другие оказываются акселератами. Таким образом, умственный возраст и эмоциональный возраст не всегда соответствуют количеству лет ребенка. У каждого и индивидуальная способность к объему познания.
3. Внутренние и внешние способности развития.
Способность расти и развиваться – наследственное свойство всего живого.
Семя, брошенное в почву, прорастает и растет до тех пор, пока не приобретет качества зрелого растения. Для этого ему необходимы благоприятные условия в окружающей среде: влажность, тепло, достаточное питание. Но выживание растения зависит от того, есть ли вокруг что-то враждебное и разрушительное. Это известно всем.
Говоря о физическом здоровье человека, мы уже рассматривали отношение внутренней среды к нормальной работе мозга. Гораздо меньше известно о внешнем физическом (климатическом) воздействии на его развитие.
Исследования, посвященные воздействию космоса (невесомость, лучи и т.д.), дают основания считать, что физические элементы окружающей среды могут воздействовать на умственное здоровье.
Антропологи, давно изучающие поведение человека, доказали, что климат оказывает влияние на эволюцию культуры у разных народов.
Психологическое развитие человека зависит от помощи окружающих его людей. Обеспечат ли они стимуляцию, направление, вдохновение, привьют ли дисциплину, любовь, привязанность.
Ребенок не сможет достичь психологической зрелости, если будет предоставлен сам себе. И вот почему. Ему нужно научиться жить в мире других людей, впитавших культуру многих поколений. За короткое время ребенок должен воспринять эту культуру, этот образ жизни, а потом передать все следующему поколению.
Первый инстинкт, с которого начинается жизнь ребенка, – инстинкт выживания. Он пробует, ошибается и таким образом приобретает первые навыки и опыт – учится «использовать» свое тело, учится определенной дисциплине. Инстинкт выживания относится и к развитию умственной деятельности в процессе приобретения знаний, навыков жизни, когда ребенок обретает чувство ответственности.
4. Регулирование модели.
Ребенок осваивает модель своего поведения, копируя поступки окружающих его людей и одновременно обучаясь самозащите, выживанию. Немалое значение имеет вознаграждение за хорошее поведение.
Нарушение в психологии личности у взрослых людей и модель поведения в детстве, как правило, взаимосвязаны. В основе нарушения обычно бывает эмоциональная травля ребенка в младенчестве и детстве.
Более пессимистически настроенные ученые считают, что эмоциональные стрессы мешают умственному развитию и лежат в основе умственных расстройств. Они считают, что чувство недооценки личности, недостаток любви, враждебное отношение приводят к комплексу неполноценности.
Существует и более оптимистическая точка зрения – организм обладает огромными резервными силами, способностью восстановления и сопротивления. Примеров тому можно привести множество.
Известно, что человек при стрессах в непредвиденных условиях способен на такие физические подвиги, которые оказываются за пределами его обычных возможностей. Он может вынести тяжелейшие физические испытания и сохранить здоровье.
Наш ум тоже владеет силами сопротивления и восстановления. Известны случаи, что люди, которым отказывали в понимании и признании, не начинали комплексовать, а, наоборот, продолжали работу и достигали такого уровня успеха, что их просто вынуждены были признать.
5. Уязвимость процесса развития.
Человек может оказаться в ситуации, которая резко остановит процесс развития или временно замедлит его, или исказит. Это может произойти в результате как психологической, так и физической травмы.
Недавние исследования показали, что изменения в поведении могут возникнуть не только из-за эмоциональной травмы (например, ребенка бросили родители), но и в связи с физическим повреждением мозга. Такое может случиться при рождении, из-за недостатка в питании или наличия каких-то инфекций в организме матери во время беременности.
Установлено, что некоторые детские заболевания, особенно вирусные инфекции (например, корь), иногда сопровождаются осложнением – энцефалитом (воспаление мозга), который ведет к разрушению мозга и нарушению поведения. Инфекции могут вызвать и минимальные поражения в мозге, которые затормозят естественные процессы развития.
6. Изменчивость в психологической зрелости.
Нельзя сказать, что путь к зрелости занимает какой-то определенный отрезок времени. Однако достигнув ее и обретя способность вести себя соответственно, в какой-то момент мы можем получить какого-либо рода стресс. И это может нас откинуть назад, потому что мы начнем себя вести не как зрелые люди и даже можем впасть в инфантильность.
С другой стороны, дети иногда, опять же под влиянием стресса, могут проявить такую зрелость, на которую не всегда способен взрослый человек.
7. Отсутствие возрастного ограничения зрелости.
Самое главное качество зрелости – это способность к эволюции и умение приспосабливаться к меняющейся обстановке, находить оптимальные решения, стремиться к дальнейшему познанию окружающего мира. Эта способность появляется в детстве, достигает совершенства во взрослом состоянии и не должна прекращаться даже в старости.
8. Повод для размышления.
Она просто необходима для умственного здоровья. Мало кто может похвастаться тем, что использует свой мозг на полную мощность даже в течение короткого времени.
Считается, что многие эмоциональные болезни вызывает монотонная работа в промышленности, когда человек изо дня в день вынужден делать одну и ту же операцию.
Человеку просто необходима тренировка ума. Многие люди чувствуют себя несчастными, потому что им скучно жить. У них нет привычки и желания узнавать что-то новое. Все, с чем они сталкиваются, редко вызывает у них удивление, любопытство. Они не умеют и не знают, как надо любить людей, интересоваться ими, им не знакомы радости взаимного сердечного отношения друг к другу. В какой-то степени все это – продукт образования.
Зато какой контраст представляют маленькие дети. Их удивляет любая мелочь. Они чрезвычайно любопытны и бесконечно повторяют свои «почему?» и «как?».
Очень важно сохранить эту природную способность – оставаться любопытным и не переставать изумляться миру, в котором мы живем.
Добавить комментарий