Я неожиданно вспомнила, что Фассбиндер – мой любимый режиссер. Впервые, пожалуй, со времен студенчества я устроила ретроспективу фильмов Райнера Вернера и, чувствуя себя немного преступницей, с наслаждением предалась разврату в компании его черно-белых (впрочем, и цветных тоже, причем во всех смыслах) красавчиков. Надо было спешить – а вдруг его творчество истребят как пропаганду? – поэтому в день я смотрела по два-три его фильма. Успела. Теперь в планах пересмотреть Висконти и Пазолини. Переслушать Чайковского и перселловские арии в исполнении Клауса Номи. А также перечитать Уайлда, Пруста, Верлена и Рембо. И наконец – хотя я долго оттягивала этот момент, но деваться некуда – настало время познакомиться с творчеством Параджанова.
За такие насыщенные искусством дни я, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо известному петербуржцу Виталию Валентиновичу. Потому что именно благодаря ему возникает острое желание познакомиться с той культурой, над которой нависла опасность полного запрета. Как однажды пошутил Марк Твен, «если бы змей был запретным, Адам съел бы и его».
К тому, что за последние месяцы если не приняли, то хотя бы вынесли в обсуждение огромное количество законопроектов, направленных исключительно на то, чтобы что-то запретить, можно относиться по-разному. Можно ругать власть и ходить на митинги, например, с лозунгом «Запрещено запрещать». Некоторые так и делают. Можно делать вид, что лично тебя это не касается, пожимать плечами и презирать тех, кто ругает и пишет лозунги. Именно так и делает большинство. Можно использовать ситуацию с пользой и направить собственную энергию на тренировку буддистского восприятия мира и пытаться искать во всем позитивные стороны. Или, следуя заветам даосистов, отстраниться и, не имея возможности изменить ситуацию, попробовать изменить отношение к ней.
Запреты были и будут всегда, но особенно остро они переживаются представителями молодого поколения. А команда «нельзя» юными и активными воспринимается не иначе как руководство к действию. Как это ни парадоксально, но в советское, обремененное цензурой время были сняты лучшие фильмы и написаны лучшие книги. И сыграна лучшая музыка, да простят меня поклонники Стаса Михайлова. А как все это сочинялось и игралось, когда «винтили», не печатали и не разрешали, и можно ли сказать, что со всеми этими запретами мы возвращаемся в прошлое.
Наталья Левшина
Добавить комментарий