Всякий раз, когда я вижу на экране Олега Янковского, вспоминаю счастливую историю его появления в кинематографе.
…Режиссер Владимир Басов готовился снимать четырехсерийный «Щит и меч», ездил по стране, выбирая натуру для будущих съемок. Но забота его была совсем о другом: в многочисленном актерском коллективе фильма не хватало актера на одну очень важную роль. Некому было играть Генриха Шварцкопфа — человека, судьба которого тесно переплелась с судьбой Вайса-Белова. Героя, прошедшего сложный путь нравственного становления, политического возмужания — от бездумного служения фашизму до осознанной борьбы с ним.
И вот в одном из городов, обедая в ресторане. Басов грустно сказал своим сотрудникам, указав на сидевшего в отдалении молодого человека: «Вон сидит наш Генрих… Найти бы такого актера. Но актеры, увы, такими не бывают. Конечно же, это какой-нибудь физик». Один из ассистентов не поленился встать и подойти к незнакомцу. «Физик» оказался актером Саратовского драматического театра имени Карла Маркса Олегом Янковским.
Изменился тип актера — вот суть этой притчи…
С той поры прошло шесть лет. Сыграно восемь ролей в кино, пять из них — главные. Пришла популярность, актера приглашают сниматься на разные студии. Казалось бы, все обстоит прекрасно. Но актер не слиш-ком-то доволен своей судьбой. И не потому даже, что роли не приносят удовлетворения — среди них есть интересные,— но потому главным образом, что ни одна из них не потребовала от актера максимальных усилий, ни одна не заставила его раскрыться до конца, показать все, что он может и умеет. Наверное, вся беда в том, что режиссеров прежде всего привлекает в Янковском его внешняя и, если так можно выразиться, духовная «тилажность». Действительно, у Янковского внимательный, задумчивый взгляд, мягкое, интеллигентное лицо.
В одном давнем интервью Янковский сказал, что мечтает о Раскольникове. Сыграть его, как известно, Янковскому не пришлось, но тяга актера к подобным психологическим глубинам примечательна. Вместе с тем мы очень хорошо знаем, что одного желания сыграть такую роль недостаточно. Надо, чтобы актер был внутренне готов к этой роли — и профессионально и человечески.
И тем не менее мне кажется, что Янковскому стоило бы попробовать себя в ролях, резко отличных от уже сыгранных им.
…Олега Янковского привел на экран случай. Но в случайном этом происшествии, как мне кажется, выявилась некая закономерность. За последние годы кинематограф открыл зрителю целый ряд интереснейших актеров, игравших и играющих в «периферийных» театрах. Это В. Самойлов и Н. Олялин, это Н. Засухин, В. Дворжецкий, это А. Солоницын, это, наконец, О. Янковский. Сдержанность, самоуглубленность, интеллигентность, какую-то особую духовность принесли эти актеры с собою на экран. Янковский, несомненно, обладает всеми этими качествами. Думается, ему по плечу по-настоящему крупный, необычный и глубокий характер. И будет обидно, если встреча с таким характером не произойдет.
Добавить комментарий