Еще в 19 веке фабричные инспектора Великобритании отмечали несомненный и удивительный факт: дети, которые работали на фабриках и учились в вечерних школах (несли, казалось бы, двойную нагрузку), были гораздо здоровее, чем их сверстники, только работающие или только учащиеся, т.е. занятые либо физическим, либо умственным трудом. Люди давно заметили, что чередование занятий, перемена деятельности не утомляет, а наоборот, прибавляет сил, если соблюдается определенная последовательность дел. Учение о доминанте объяснило это явление и помогает осознанно организовать естественную очередность разных занятий, что крайне нужно в первую очередь в детских коллективах. Впрочем, в семьях тоже.
Главное, надо позаботиться, чтобы сочетание дел и последовательность их возбуждали разные отделы мозга, чтобы образовавшаяся новая доминанта не мешала предыдущей, а давала ей отдых, за время которого накапливаются дополнительные энергетические резервы для ее завершения. При этом (помните границы физиологического стресса?) трудовые, физические и учебные нагрузки не должны быть запредельными и изнурительными. Напряжения могут достигать потолка индивидуальных возможностей, но только на грани удовольствия, т.е. сочетания с положительными эмоциями от успешного конечного результата. Это главное условие накопления ресурсов и возникновения потребности в труде и учении, потому что успех приносит каждому желание повторить его и ощутить уверенность в своих силах и способностях.
Слово КАЖДОМУ обязывает напомнить, что протекание доминанты – сугубо индивидуальный процесс, который нельзя осуществить по расписанию, по приказу, коллективно и одновременно. Это во-первых.
А во-вторых, это процесс, который требует волевых усилий – не палки, не розги, не пряника и не конфетки, а собственных усилий для преодоления каких-либо препятствий на пути к достижению цели. Не страх, а воля закаляет характер и добавляет нам сил и жизненной энергии. Вспомним, по Ухтомскому, «психика человека делаема», а значит, от нас зависит, каков результат.
Если мы бережем сосредоточенность и самостоятельность ребенка в его занятиях и играх, если требуем от него (и помогаем!) доводить дело до конца, мы защищаем и укрепляем его нервную систему, пестуем культуру его доминант, в том числе и пожизненных.
А если мы стремимся загружать его мозг сверх всякой меры и против его желания, если способны в любой момент бесцеремонно прервать его занятия и размышления, мы разрушаем естественную работу его мозга и буквально выращиваем рассеянность, лень или неуправляемость и неврозы.
Добавить комментарий