Эту травку найдешь только случайно. Она ничем не обращает на себя внимания. Даже венчики окрасила в нежный светло-зеленый цвет — никак не хочет выделяться из окружающего фона. Вероятно, в этом есть своя радость — потеряться среди зеленой бесконечности мая. И ради этого слияния с миром оставить все броское, суетное.
Адокса растет на склонах, где весной стекают ручьи. Любит она черемуховую сень. И обязательно — соседство таволги, ползучего лютика. Эти травы уже начинают бросать тень на адоксу. Но она не из жалобщиц — все принимает с простотой и достоинством. Словно сознает малость своего места во вселенной, однако принимает это без всякого самоуничижения.
Прежде всего изумляет соцветье адоксы. Оно — вне аналогий; такого расположения цветов не найти ни у какого другого растения. Цветов всего пять. Один верхушечный — смотрит в зенит. Под ним симметрично расположились остальные четыре. Они сориентированы по сторонам света. Мудро, просто и гармонично! Если математически обобщить эту композицию, то в ней явственно проступит схема пирамиды.
Уникально различие в строении цветов; у верхнего строго четыре лепестка, тогда как у нижних обычно по пяти. Интересная игра в чет и нечет. Адокса и здесь проявляет самобытность. Но делает это не ради оригинальничанья. Вполне естественно, что верхний цветок как бы организует все соцветье: вот он и подчеркивает его композиционное членение на четыре части. Удивительны эти соответствия. Они зримо показывают: есть в растении управляющее начало, есть саморегуляция.
Здесь та же мудрость заложена, что в египетских пирамидах. Та же космическая целесообразность. Пирамида выражает порыв к небу, к солнцу. Разве не эта же устремленность явлена и в соцветьи адоксы?
Четыре цветка словно держат на себе пятый — и это им не в тягость, а в радость: пусть их собрат увидит весь горизонт. Соцветье мудро распределяет пространство между всеми цветами. Это организованное содружество. Растение словно хочет постичь структуру мира и воплотить ее в себе, в законах своей композиции.
Добавить комментарий